В мире, где тайны вплетаются в обычную жизнь, и обыденность пронизана загадками, "Белорусский танец" - это захватывающее погружение в неизведанные глубины человеческой души. В этом увлекательном романе каждая страница словно врывается в новое измерение, где встречаются сверхъестественные силы и человеческие страсти. Сюжет, кажущийся бескрайним лабиринтом загадок, ведет читателя через вихри любви, предательства и самопознания. Герои сталкиваются с вызовами судьбы, раскрывая темные тайны своего прошлого и борясь за светлое будущее. Каждая глава этой книги - путешествие в неизведанные уголки воображения, где реальность и фантазия переплетаются в волнующем произведении литературы.
Читать "Белорусский танец" онлайн
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Ф.М.Достоевского
Н.В. Даренская
Белорусский танец
Учебно-методическое пособие
(для студентов специальности 071301.65
«Народное художественное творчество»
специализация «Хореография» и направления
071200.62 «Хореографическое искусство»)
2012
Омск
ББК
85.325
Д202
Рекомендовано к изданию
редакционно-издательским советом
ОмГУ
Рецензент
доцент кафедры хореографии,
заслуженная артистка РФ Н.Л.
Торопова
Даренская, Н. В.
Д 202 Белорусский танец: учебно-методическое пособие
(для студентов специальности 071301.65 «Народное
художественное
творчество»
специализация
«Хореография» и направления 071200.62 «Хо-
реографическое искусство») / Н.В. Даренская. - Омск:
Изд-во Ом. гос. ун-та, 2011.-92 с.
ISBN 978-5-7779-1391-3
В пособии дается характеристика всех групп
белорусских танцев, рассматриваются их основные
движения и характерные особенности, приводятся
примеры сценических постановок.
Адресовано студентам специальности «Народное
художественное
творчество»
специализация
«Хореография» и направления «Хореографическое
искусство».
ББК 85.325
© Н.В. Даренская,
2012
ISBN 978-5-7779-1391-3
© ФГБОУ ВПО
«ОмГУ
им. Ф.М. Достоевского»,
2012
ВВЕДЕНИЕ
Белорусская народная хореография сохранила большое
творческое наследие прошлого. Наиболее популярны
белорусские танцы «Лявониха», «Крыжачок», «Юрочка»,
«Полька-Янка», «Чарот», «Таукачыки», «Чобота», «Лянок»,
«Кола», «Бульба», «Касцы», «Козачка», «Микита», «Бычок»
и др. Белорусским народным танцам свойственны
динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и
коллективный характер исполнения. Исследователь бело-
русского танца К.А. Аксютович в книге «Белорусские
народные танцы, хороводы, игры» пишет, что композиции
танцев отличаются своеобразным рисунком, использующим
красочные орнаменты узора. Каждый танец имеет свою
группу движений, свое музыкальное сопровождение, свой
ритмический рисунок. «Народный танец не только
утверждает различные типы движения, но и придает им
весьма разнообразный пластический облик».
Композиции белорусских танцев напоминают рисунки
народного художественного творчества и вышивки, их узоры
складываются в отдельные фигуры: квадраты,
прямоугольники, крестики, кружочки. Сочетание их дают
самые разнообразные орнаментальные мотивы, каждая
фигура несет в себе известный смысл.
Богатство фантазии хореографа и разнообразие средств
выразительности воссоздают в танцах белорусский орнамент
настолько изобразительно, что каждый танец становится ярко
индивидуальным. Именно в богатстве рисунка и заключена
одна из характерных особенностей белорусского народного
танца. Следующей особенностью белорусских танцев
является сюжетность. Движениями танца исполнитель
«рассказывает» о своей жизни, труде, отношении к природе и
т. п. Раскрытию замысла танца часто помогает народный
юмор, которым проникнуты игровые сюжетные танцы
«Юрачка», «Микита», «Дударыки» и др. В них используются
как хореографические, так и актерские средства
выразительности.
По своему содержанию и тематике традиционные
белорусские танцы можно разделить на
1) танцы, раскрывающие характер народа;
2) танцы, отображающие трудовые процессы и
бытовые явления;
3) шуточные танцы, отражающие черты характера
человека;
4) танцы, изображающие птиц, зверей, домашних
животных;
5) танцы, отображающие явления природы.
В настоящем учебно-методическом пособии дается
характеристика всех групп белорусских танцев,
рассматриваются основные движения и характерные
особенности белорусских танцев, а также приводятся
примеры сценических постановок балетмейстера М.С.
Гребенщикова.
Материал, изложенный в пособии, студенты
специализации «Хореография» могут использовать при
изучении дисциплин «Танец и методика преподавания
народно-сценического танца», «Мастерство хореографа» и в
самостоятельной постановочной работе.
Глава I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
БЕЛОРУССКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ
Танцы, раскрывающие характер народа
К этой многочисленной группе относятся лучшие
творения народа - массовые народные танцы, несущие в себе
богатство традиций и выделяющиеся ярким национальным
колоритом. Примером могут служить «Лявониха»,
«Крыжачок», «Кола», «Талакуха», «Трясуха», «Весялуша»,
«Закаблучка», «Падушачка», «Гусарыкi» многие другие.
Танцы этой группы можно назвать орнаментальными, так как
они имеют богатый пространственный рисунок, в котором
отражается красочный белорусский орнамент.
«Лявониха» - самый популярный и любимый народный
танец в Белоруссии, в нем ярко выражена душа белорусского
народа, его национальные черты. «Лявониха» - танец парно-
массовый. Его музыкальное сопровождение - это мелодия
одноименной песни. Танец жизнерадостный, динамичный,
задорный, исполняется любым количеством пар,
композиционно строится на свободных, стремительных, но
не сложных движениях. Свои предположения о
происхождении и истории этого танца высказывал
белорусский
музыковед Б.С. Смольский: «В
дореволюционные годы на белорусском материале бала
написана музыкальная комедия "Тарас на Парнасе". Автором
ее был композитор Иосиф Шадурский. Известно лишь, что
отрывок из его комедии - танец "Лявониха", опубликован в
1912 году в сборнике "С околиц Витебска"». Предполагается,
что основной напев «Лявонихи» как и напев ее дочерних
вариантов, восходит к далеким временам скоморошеского
искусства. В прошлом «Лявониху» танцевали в длинных
домотканых сандараках и свитках. Создание современного
облегченного костюма, в котором сохранены народный
орнамент и особенности белорусской традиционной одежды,
позволило разработать такую сценическую постановку
танца, в которой он приобрел большую легкость. Кажется,
что чья-то невидимая искусная рука на наших глазах
вышивает красочные узоры, какими белорусский народ укра-