Читать "Экзамен на адвоката" онлайн
Вопрос 1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.
После отмены крепостного права Александр II принял решение «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние, которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого»[1].
К концу XIX в. общественное развитие России, а именно интересы капиталистического развития, требовали ликвидации сословных судов и их зависимости от администрации, быстрого и четкого оформления гражданско-правовых отношений и решения гражданских споров, введения устности, гласности и состязательности, учреждения адвокатуры, суда присяжных и т.д.
С «всеподданнейшим» докладом о необходимости организации адвокатуры к Императору обратился граф Блудов. Результатом этого был первый «проект постановления о присяжных стряпчих». Важную роль в разработке Судебных реформ 1864 г. сыграли талантливые юристы того времени: С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, Н. И. Стояновский.
4 сентября 1862 г. Основные положения по судоустройству были рассмотрены в Общем собрании Государственного совета, а 29 сентября Основные положения были утверждены. Их было велено опубликовать для всеобщего сведения, что и было сделано 30 сентября 1862 г. в дополнении к № 78 «Сенатских вестей».
20 ноября 1864 г. судебные уставы получили Высочайшее утверждение, и адвокатура получила свое юридическое бытие.
Учреждение судебных установлений 1864 г. целью деятельности присяжных поверенных определило «занятие делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест».
По Судебным уставам в основе организации адвокатуры лежал принцип: адвокат – правозаступник, оратор и поверенный своего клиента. Адвокаты разделились на две категории – присяжныхповеренных и частных поверенных.
Профессиональные объединения присяжных поверенных организовывались по месту размещения региональных судов. Совет и общее собрание присяжных поверенных являлись органами самоуправления таких объединений.
На общее собрание возлагались функции по рассмотрению отчета совета за прошедший год, избранию членов совета, председателя совета, его товарища (последний в случае болезни или отсутствия председателя исполнял его обязанности). В заседаниях общих собраний принимали участие присяжные поверенные округа. Все решения принимались простым большинством голосов.
В компетенцию совета присяжных поверенных входило решение таких вопросов, как исключение из числа присяжных поверенных; прием новых членов; определение размера вознаграждения присяжного поверенного по таксе в случае отсутствия об этом соглашения с клиентом; ведение дисциплинарной практики; рассмотрение жалоб на действия присяжных поверенных; назначение поверенных по очереди для безвозмездного хождения по делам лиц, пользующихся правом бедности, назначение по очереди поверенных для ходатайства по делам лиц, которые с такой просьбой обратились, и др.
На основании ст. 368 Учреждения судебных установлений совет был вправе наложить на присяжного поверенного дисциплинарное взыскание (предостережение; выговор). При наличии 2/3 голосов совета могли применяться такие наказания как запрещение отправлять обязанности поверенного в продолжение определенного советом срока (не более одного года), исключение из числа присяжных поверенных, а также – вособо тяжких случаях – преданиеуголовному суду.
Надзор за деятельностью совета присяжных поверенных осуществляли региональные суды.
Был определен и порядок поступления в присяжные поверенные. Желающий должен был подать прошение об этом в совет поверенных. К прошению прилагались документы, подтверждающие, что проситель удовлетворяет условиям, требуемым для поступления в присяжные поверенные.
К работе присяжными допускались лица, достигшие 25-летнего возраста, дееспособные, финансово независимые, безукоризненные в нравственном отношении, имеющие русское подданство, высшее юридическое образование и опыт практической деятельности не менее пяти лет по определенным специальностям.
Не допускались в адвокатуру: лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением тех, которые занимали почетные или общественные должности без жалования; объявленные несостоятельными должниками («банкротами»); опороченные (перечень лиц).
Деятельность частных поверенных представляла сильный контраст с адвокатурой западного образца. В отличие от присяжных поверенных, имевших право выступать в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать только в судах, выдавших им такое разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Для занятия индивидуальной частной адвокатской деятельностью не обязательно было иметь специальное образование и проходить стажировку, и суды очень часто допускали к участию в процессе малоквалифицированных частных поверенных.
[1]Высочайше утвержденный 20.11.1864 «Устав гражданского судопроизводства» // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Т. XXXIX. Отделение второе. 1864. N 41477 ... 1867.
Вопрос 2. Формирование российской адвокатской школы в 6 0-70-е гг. XIX в. Выдающиеся представители адвокатуры.
К 1886 г. присяжных поверенных в России насчитывалось немногим более 1600 человек, и группировались они в основном в трех судебных округах: Петербургском, Московском и Харьковском. Первые 27 человек стали присяжными поверенными в день торжественного открытия новых судов – 17 апреля 1866 г. В их числе были выдающиеся представители будущей адвокатуры Д. В. Стасов, К. К. Арсеньев, В. Д. Спасович, А. М. Унковский, А. Л. Боровиковский, в последующие годы – П. А. Александров, С. А. Андреевский, Ф. Н. Плевако, Н. П. Карабчевский и др. Для многих присяжных поверенных занятие правом было призванием, а не способом зарабатывать на жизнь. Гласность, состязательность суда с участием присяжных заседателей обеспечивали приток в адвокатуру образованных и талантливых людей. В. Д. Спасович на всю жизнь запомнил тот восторг, который он и его единомышленники испытали, когда к ним «явилась, точно Афродита из пены морской, другая богиня, нагая, беломраморная и не стыдящаяся своей наготы, – гласность…»