Обложка Средства от отморожений

Средства от отморожений

Оценка книги
  • 100
5 79
Аннотация
В брошюре рассмотрены наиболее важные вопросы, возникающие при оказании первой помощи при холодовой травме. Даны рекомендации по выбору средств местного лечения отморожений разной степени поражения, представлен список современных препаратов. Для широкого круга читателей.

Читать "Средства от отморожений" онлайн

Введение

«За исключением неширокой полосы, примыкающей к экватору, температура воздуха, воды и почвы на Земле может быть столь низка, что в состоянии причинить холодовую травму населяющему Землю живому миру или сделать невозможной самою его жизнь». Эти слова, как и многое из представленного в тексте, принадлежат проф. Т. Я. Арьеву, выдающемуся отечественному исследователю, лауреату Сталинской премии за работы в области термической травмы.

Статистика (только факты, только правда). Отморожение — заболевание, встречающееся во все времена года, во всех странах и наблюдавшееся во все эпохи. Отморожение описывали Аристотель, Авиценна, Гиппократ и Гален (по Т. Я. Арьеву). Частота отморожений зависит от многих факторов и по отношению к прочим видам травм колеблется в широких пределах. Во время войн она может достигать 45 % санитарных потерь (Гамов В. С., 1946), приобретая характер эпидемии.

Известные факты: при переходе отрядов Александра Македонского через Кавказские горы во время войны со скифами многие воины умерли от холода или потеряли ноги вследствие отморожений. Ганнибал при переходе через Альпы по той же причине потерял 30 000 человек; при разгроме Карла XII на Украине погибли от холода 2000 шведов. Известно, какую роль сыграли отморожения и замерзания в поражении Наполеона в 1812 г. Врач Larrey писал, что весь путь армии при отступлении (декабрь) был усеян трупами замерзших. Из 12 000 солдат 12 дивизии во Францию вернулись только 360.

В мирное время отморожения случаются значительно реже. Их число варьируется в регионах и напрямую связано с особенностями климата: в местностях с умеренным климатом холодовая травма составляет не более 1 % в структуре травм мирного времени, на Крайнем Севере она достигает 6–10 %, являясь краевой патологией (Вихриев Б. С. с соавт., 1991). По данным литературы, в Санкт-Петербурге в 1867–1877 гг. ежегодно госпитализировалось 350–500 больных с отморожениями (в 1870 г. население города составляло всего 667 000). В последние годы ежегодно только в НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе «скорая помощь» доставляет 90–115 пострадавших с холодовой травмой. Социальная значимость отморожений определяется тем, что чаще всего (78,6–87,5 %) пострадавшими являются мужчины в возрасте до 50 лет, то есть наиболее трудоспособная часть населения.

  Между прочим

...

Как оказалось, самым частым фактором, способствующим отморожению, является алкогольное опьянение (до 91,4 %). Притупляющее боль действие спиртных напитков, утрата самоконтроля, нарушения терморегуляции, возможная стимуляция системы свертывания крови усиливают поражающее действие низких температур.

Холодовая травма у большинства пострадавших вызывает не только продолжительную потерю трудоспособности, но часто приводит к инвалидности (62,4–91 % пострадавших с глубокими отморожениями).

Эволюция. Рассуждения. Многочисленные факты свидетельствуют, что в процессе развития жизни на Земле вырабатывались биологические и социальные (одежда, жилище) механизмы, позволяющие в известных границах продолжать жизнь и жизнедеятельность в условиях выраженного холода. Биологически важно, что нижняя температурная граница жизни значительно шире, чем верхняя. Считается, что прогревание тканей человека выше 50–55 °C непреодолимо для жизни из-за наступающего свертывания белка, низкие температуры не вызывают подобного даже при его (белка) замерзании.

Высокую устойчивость белка к низким температурам, в основном определяющую общебиологическую переносимость холода, гармонично дополняет тот несомненный факт, что чем проще организм, тем выше его холодоустойчивость. Об этом еще в 1938 г. писал в монографии «Отморожение» проф. Т. Я. Арьев. На этот счет в литературе имеется множество примеров. В частности, известно, что дрожжевые клетки сохраняют способность к размножению после охлаждения их до 100 °C (в магазине мы покупаем замороженные дрожжи, с помощью которых дома умелые хозяйки пекут пироги), семена некоторых растений не гибнут при –200 °C. В процессе нормального развития полностью замерзают куколки многих бабочек.

Первичное действие холода на клетку и ткани изучено на культурах тканей и трансплантатах. Наш клинический опыт подтверждает, что свободные кожные трансплантаты сохраняют способность к приживлению после нескольких недель хранения в холодильнике (–12 °C). При этом лоскуты кожи оледеневают и стучат, как стеклянные, однако после оттаивания и трансплантации их на раны нередко хорошо приживаются.

Обобщая приведенные материалы, можно констатировать, что у человека смерть от охлаждения является следствием расстройства связей основных систем организма. Поэтому, для человека нижняя граница жизни равна –25 °C, то есть температуре, ниже которой невозможны жизненные процессы, необходимые для поддержания связи между физиологическими системами.

Завершая раздел, представляется полезным вспомнить ряд фактов, относящихся к биологическим особенностям действия холода на организм человека и животных.

Первой особенностью действия низких температур является обратная зависимость, существующая между степенью выносливости организма по отношению к холоду и сложностью его строения. Чем сложнее построен организм, тем более чувствителен он к действию низких температур.

Второй особенностью действия холода, определяющей в значительной степени наступление отморожения, является значительная устойчивость тканей, клеток к холоду. Кратковременное действие даже очень низких температур проходит чаще бесследно или с незначительными последствиями, в то время как даже мгновенное действие очень высокой температуры вызывает необратимые изменения тканей.

Третьей биологической особенностью действия низких температур является замедление биохимических и биологических процессов в охлажденном участке, наступающем после истощения возможностей местной терморегуляции и падении тканевой температуры. В основе этой особенности — закон Вант-Гоффа о замедлении химических процессов на холоде. В природе замедление биохимических реакций в условиях низких температур наблюдается повсеместно. На холоде задерживается рост тканей, замедляется всасывание, воспалительные процессы протекают вяло. Однако это не означает гибели тканей, что подтверждается хранением и последующим успешным использованием кожных лоскутов. Не означает это и гибели организма: как известно, в анабиозе температура тела животного может снизиться до +3–6 °C.